Анализ положений о страховании ответственности перевозчиков

Анализ положений о страховании ответственности перевозчиков

Для дальнейших рассуждений необходимо обратиться к пояснительной записке к проекту закона о страховании ответственности перевозчиков, в которой отражены мотивы и логика законодателя. В пояснительной записке сказано, что на текущий момент не редки случаи, когда не в полной мере и с задержкой производится возмещение пассажиру вреда, причиненного ему в процессе перевозки. Кроме того, налицо и проблемы, возникающие перед перевозчиками, в том числе нехватка у перевозчиков достаточных средств для возмещения причиненного вреда.

Сложившаяся практика личного страхования пассажиров не гарантирует соразмерного возмещения вреда, причиненного пассажирам при осуществлении перевозки. Страхование ответственности перевозчика будет хорошей заменой личному страхованию участников перевозок, а обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков дает нужный результат как для предоставления ожидаемой и своевременной компенсации потерь пострадавшим участникам перевозок, так и в отношении поддержания финансовой устойчивости перевозчиков.

В качестве замечания к приведенным выше формулировкам стоит пояснить, что личное страхование по своей юридической сути не является и не может являться механизмом возмещения вреда. На перевозчика можно, например, возложить обязанность страховать за свой счет жизнь и здоровье пассажиров (это допускается ст. 927 ГК РФ).

Пассажиры, получив страховую сумму по договору личного страхования, обратились бы к перевозчику за возмещением вреда (выплаты по личному страхованию осуществляются не в счет возмещения вреда и не прекращают обязательства причинителя вреда). То есть подобное страхование было бы просто неким «подарком» пассажирам за счет перевозчика, который экономически не был бы заинтересован в таком страховании.

Не зря в пояснительной записке отмечается неэффективность личного страхования (правда, оно в любом случае не является инструментом возмещения вреда). В рассматриваемом законопроекте ставится комплексная задача: обеспечить права, с одной стороны, пассажиров, с другой — перевозчиков, что, безусловно, является оптимизацией правового регулирования отношений по перевозке.

Одним из основных положений, закрепленных в проекте, является то, что незначительные страховые суммы, определенные для рисков причинения ущерба жизни или здоровью, рассчитываются на базе уже существующего стандарта компенсации вреда, который применяется в настоящый момент для пассажиров на авиаперевозках (ст. 133 Воздушного кодекса РФ). Кроме того, по причине наличия сетки определения объемов страховых выплат срок урегулирования убытков определяется в среднем в 30 дней, что на много меньше судебной процедуры вычисления объема ущерба жизни и здоровью, которая длится не менее двух месяцев с даты подачи документов.

Здесь можно отметить, что объем и размер вреда — понятия разные.

Подготовлено: risk-insurance.ru — вопросы страхового учета, аудита, менеджмента.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>


Яндекс.Метрика