Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Метки:

Государственное регулирование рынка ценных бумагМировой опыт экономического развития показывает, что высокое качество финансовых активов повышает эффективность рынка и тем самым стимулирует экономическое развитие.

Многие великие исторические личности сходятся во мнении, что хорошо отрегулированный финансовый рынок, во-первых, снижает риск, который международные инвесторы связывают с конкретной страной, во-вторых, это незаменимый инструмент вовлечения в процесс экономического развития суммарного объема сбережений населения. В-третьих, высокоразвитый финансовый рынок повышает динамичность экономической системы, что очень важно для одобрения населением постепенного перехода к рыночной экономике.

Финансовый рынок это сфера экономики, где ощущается жесточайший политическое давление, ведь финансовое законодательство регулирует гигантские потоки капитала. При этом пользователи капитала могут быть заинтересованы в том, чтобы скрыть свои истинные намерения и решения и в определенной степени дезинформировать рынок. На финансовом рынке даже репутация участника имеет свою цену. Одновременно инвесторы пытаются найти возможность заработать и прилагают много усилий, чтобы получить соглашение или информацию, недоступную другим инвесторам. Они пытаются также ограничить конкуренцию между теми, кому предоставили капитал. И как часто случается, страдают самые беззащитные мелкие, индивидуальные инвесторы. Любое из подобных действий ставит под сомнение целостность рынка и требует вмешательства органов контроля. Поэтому для регулирования финансового рынка, и особенно рынка ценных бумаг, вмешательство государства должно быть обязательным.

Методы регулирования банковской деятельности. Основным проводником кредитных отношений в обществе являются банки. Перестройка кредитной системы Украины, которая началась в 1988 г., по цели и глубиной изменений имела все признаки кредитной реформы.

Банковское регулирование одна из функций НБУ, заключается в создании системы норм, которые упорядочивают деятельность банков, определяющих ее общие принципы, порядок осуществления банковского надзора, ответственность за нарушение банковского законодательства. Основные экономические и правовые принципы кредитования закреплены в действующем законодательстве Украины.

Согласно Закону Украины О банках и банковской деятельности, НБУ выдает банкам лицензию на кредитование юридических и физических лиц. Банк может получить лицензию на предоставление кредитов заемщикам при условии выполнения требований НБУ, содержащиеся в положении о порядке лицензирования банков в Украине и положении о кредитовании. Собственно лицензирования банковской деятельности осуществляется с целью допущения на рынок банковских операций украинских коммерческих банков, деятельность которых в соответствии с установленными НБУ обязательных требований не угрожала бы интересам их клиентов.

Регулирования деятельности участников рынка ценных бумаг. На начальном этапе становления РЦБ регулировался многими государственными органами Министерством финансов Украины, Фондом государственного имущества Украины, Антимонопольным комитетом Украины, НБУ. Сейчас основным регулятором является Государственная комиссия ценных бумаг и фондовому рынку (ГКЦБФР).

Модель, по которой начал формироваться РЦБ в Украине, имеет универсальные и особенные черты. Во-первых, она включает ряд элементов, присущих РЦП других стран (законодательное регулирование РЦБ, законодательное закрепление перечня ценных бумаг, государственное регулирование выпуска ценных бумаг и информация об этих выпусков, публикация эмитентами ежегодного отчета, государственное лицензирование посреднической деятельности, государственный контроль за РЦП , основания инфраструктурных институтов, наличие биржевого и внебиржевого сегментов на РЦБ, инвестиционных фондов и компаний, оборот дематериализованный ценных бумаг (электронный оборот). Во-вторых, существуют различия, присущие украинскому рынку (преобладание первичного рынка, небольшой удельный вес рынка корпоративных облигаций, самокотирування ценных бумаг и т.п.).

Модели рынков ценных бумаг разных стран во многом были результатом эволюции указанных рынков, характер которой в каждом конкретном случае определялся многими факторами, в том числе конкретно-историческими и национально-культурными. Одновременно по содержанию РЦБ является совокупностью рыночных отношений по ценным бумагам, которые не зависят от особенностей разных стран.

Украинская модель рынка ценных бумаг позаимствовала много универсальных признаков. Рассмотрим важнейшие из них.

1. Законодательное регулирование рынка ценных бумаг. Практически во всех странах, где существует РЦБ, их важнейшие аспекты регулируются законами. В иерархии нормативно-правовых актов законы занимают высокое место. Они обладают большей юридической силой по сравнению, например, с актами государственной власти или актов, принятых органами, подчиненными законодательной власти, но не являются органами исполнительной власти (например, Национальный банк).

Законодательное регулирование важнейших аспектов рынка ценных бумаг имеет преимущество по многим причинам. Как правило, законы принимаются на основе социально-группового согласования интересов в процессе их обсуждения и принятия участвуют представители различных социальных групп.
Законодательное регулирование стабильнее, поскольку процедура изменения и отмены законодательных положений трудоемкая и связана с большими затратами времени по сравнению с процедурами отмены или дополнения актов исполнительной власти. В целях упорядочения фондового рынка и повышения дисциплинированности его участников, поддержания доверия к фондовому рынку и его динамичного развития государство регулирует рынок ценных бумаг.

Основным принципом регулирования фондового рынка есть первоочередная реализация общенациональных интересов и обеспечение гарантий безопасности инвестиционной деятельности в экономике Украины.

Система регулирования должна выполнять следующие функции: определять ключевые направления фондового рынка и роль его участников; создавать для участников рынка благоприятное законодательное и регулирующее среду; препятствовать действиям, которые могут привести к дезорганизации и разрушению рынка, недобросовестной конкуренции и обмана инвесторов, манипуляции ценами и мошенничества с финансовыми ресурсами, в том числе за доверительными операциями, и устанавливать ответственность за эти действия.

Государственное регулирование фондового рынка осуществляется путем принятия законодательных и других нормативных актов, лицензирования и контроля за его деятельностью. В целях обеспечения единой государственной политики в этой сфере создан специальный государственный орган ГКЦБФР.

2. Законодательное закрепление списка ценных бумаг. Как правило, в законах, регулирующих деятельность на РЦБ, создаются списки (перечни) ценных бумаг, которые признаются законодательством конкретной страны как ценные бумаги. Такой перечень может быть исчерпывающим и открытым. В первом случае ценными бумагами считаются лишь такие денежные документы, которые прямо указаны в перечне, во втором случае помимо указанных прямо есть и другие аналогичные им документы.

В Украине существует исчерпывающий список ценных бумаг, в который входят акции, облигации внутренних и внешних государственных займов, облигации предприятий, казначейские обязательства, сберегательные и инвестиционные сертификаты, векселя и приватизационные бумаги.

3. Государственное регулирование выпуска ценных бумаг. Законодательством Украины, как и законодательствами других стран, на эмитентов, выпускающих акции и облигации в обращение, возлагаются обязательства по регистрации выпуска ценных бумаг и информации о выпуске в определенных государственных органах (в Украине в ГКЦБФР).

Государственное регулирование выпуска ценных бумаг выполняет функцию защиты интересов инвесторов и других участников РЦБ. С одной стороны, это предотвращает появление на рынке ценных бумаг в свободном обращении сомнительных финансовых инструментов, а с другой способствует тому, чтобы инвесторы могли принимать на этом рынке взвешенные решения.

Регистрации предусматривает, чтобы эмитенты предоставляли участникам РЦБ объективную информацию о своем хозяйственном и финансовом положении. Установление режима государственной регистрации открытых выпусков акций и облигаций имеет целью обеспечить целостность рыночных взаимоотношений, повысить доверие к РЦБ со стороны реальных и потенциальных его участников.

4. Публикация эмитентом годовых отчетов. Институциональные эмитенты, акции которых находятся в открытом обращении на РЦБ, согласно законодательству Украины, как и многих других государств, обязаны публиковать годовые отчеты о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности.

5. Государственное лицензирование посреднической деятельности. Посредническая деятельность на РЦБ практически во всех странах осуществляется на основе лицензий. Внедрение режима лицензирования является своеобразным установлением монополии на выполнение важных посреднических функций. Поскольку РЦБ занимает важное место в системе финансового рынка, а также во многом зависит от доверия многих его участников, государство предъявляет повышенные требования к субъектов предпринимательской деятельности (и их служащих), осуществляющих на РЦБ посредническую деятельность. Это требует прежде всего наличия у руководителей и служащих институтов-посредников определенной квалификации, навыков и добросовестного поведения.

Посредники на РЦБ играют важную роль, ведь в основном от их поведения зависят эффективность рыночных взаимосвязей и динамичность рыночных операций. Посредники преимущественно выполняют волю инвестора и эмитентов и защищают их интересы.

Как и в других странах, в Украине основной категорией посредников являются брокеры (торговцы ценными бумагами, осуществляющих деятельность на комиссионной основе) и дилеры (торговцы ценными бумагами, действующих на коммерческой основе). Законодательством Украины регулируется и такой вид посреднической деятельности, как размещение и выпуск ценных бумаг путем проведения открытой подписки.

6. Государственный контроль на рынке ценных бумаг. Такой контроль является одним из основных элементов модели РЦБ. Обычно этот контроль возлагается на специалистов, уполномоченных на такую  деятельность органами исполнительной власти. Задачами таких органов является защита интересов инвесторов и публичных интересов, обеспечение целостности рыночных взаимоотношений; реализация законодательных актов, регулирующих РЦБ; принятие мер поддержания порядка на РЦБ и др..

Государственный контроль касается всех важнейших отраслей взаимоотношений, например, наблюдения за перемещением контрольного пакета акций, допуска и обращения на территории страны иностранных ценных бумаг, проверки информации о выпуске ценных бумаг, а также годовых отчетов эмитентов.

7. Биржевой и внебиржевой сегменты рынка ценных бумаг. Как отмечалось, РЦБ имеет два основных сегмента: биржевой и внебиржевой. Торговля на фондовых биржах осуществляется по определенным правилам и стандартам. На внебиржевом рынке условия обращения ценных бумаг, заключения и выполнения соглашений по ним являются более свободными и менее процедурными. Большинство операций с ценными бумагами осуществляется на внебиржевом рынке.

8. Саморегулируемые организации на рынке ценных бумаг. Как свидетельствует мировой опыт, финансовый рынок эффективно развивается в том случае, если учитывается принцип оптимальности государственного регулирования: государство регулирует деятельность участников рынка, только если это крайне необходимо. В других случаях она делегирует часть своих полномочий профессиональным участникам рынка, которые объединяются в саморегулируемые организации (СРО).

В Украине деятельность СРО рынка ценных бумаг осуществляется в соответствии с Законом Украины О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине.

Согласно ст.1 этого закона СРО это добровольное объединение профессиональных участников РЦБ, которое не имеет целью получения прибыли и создается для защиты интересов своих членов и владельцев ценных бумаг. Профессиональные участники РЦБ объединяются в СРО по видам профессиональной деятельности. Каждый участник рынка может входить в состав нескольких СРО согласно выполняемыми им функциями, разрешениями или быть участником одной СРО.

Сейчас в Украине зарегистрировано ГКЦБФР и действуют 10 СРО. Крупнейшие из них по количеству членов:

· Профессиональная ассоциация регистраторов и депозитариев (264 члена);

· Ассоциация Первая Фондовая Торговая Система (174 члена);

· Киевская международная фондовая биржа (175 членов);

· Ассоциация Южно торгово-информационная систе ма (149 членов).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>


Яндекс.Метрика