Составляющие финансовой политики

Составляющие финансовой политики Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются компетентными государственными органами на основе действующих законов. К таким документам относятся: указы Президента, постановления Кабинета Министров, инструкции, приказы министерств, международные договоры, и тому подобное.

В современных условиях совершенствование финансового механизма происходит по следующим направлениям:

· Улучшение условий рыночных отношений;

· Обеспечение рациональных пропорций распределения и перераспределения валового внутреннего продукта;

· Обеспечение необходимых темпов экономического роста;

· Научно обоснованное финансовое планирование и прогнозирование объемов централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, их распределения и использования;

· Повышение результативности финансового контроля;

· Совершенствование механизма действия финансовых рычагов, стимулов и санкций;

· Обеспечение достаточного правового и нормативного функ ния всего финансового механизма.

Процесс распределения и перераспределения произведенного в обществе валового внутреннего продукта обеспечивается с применением метода финансового планирования.

Финансовое планирование это деятельность по составлению планов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных субъектов хозяйствования, их объединений, отраслевых структур, территориально-административных единиц и страны в целом.

При выполнении финансовых планов возникает потребность в финансовом оперативном управлении как деятельности, связанные с необходимостью вмешательства в распределительные процессы с целью ликвидации диспропорций, преодоления недостатков, своевременного перераспределения средств, обеспечение достижения запланированных результатов. При составлении и выполнении финансовых планов, а также по окончании определенных периодов осуществляется финансовый контроль, направленный на проверку правильности стоимостного распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, а также целевого расходования средств из соответствующих фондов.

Финансовый контроль является необходимым условием бесперебойного и постепенного развития экономики. Он может быть государственным и внутрихозяйственным, по времени предварительным, текущим и последующим и осуществляться различными методами (ревизия, проверка, обследование и т.д.) (см. разд. 7.
Финансовое обеспечение это формирование целевых денежных фондов в достаточном размере и их эффективное использование.

Основными элементами финансового обеспечения субъектов хозяйственной деятельности являются:

· Самофинансирования (возмещение расходов на основную деятельность и ее развитие за счет собственных источников);

· Кредитования (предоставление средств на принципах возвратности, платности, срочности и обеспеченности);

· Бюджетное финансирование (предоставление средств из бюджета на непосредственно воротных началах);

· Аренда (передача имущества в пользование на определенный срок и за определенную плату);

· Инвестирования (вложения средств в те или иные объекты с целью получения прибыли или социального эффекта).

Финансовое регулирование это метод финансового влияния, связанный с регулированием экономических процессов.

Основные элементы финансового регулирования следующие:

· Налогообложение (изъятие части доходов предприятий и на селения в бюджет и государственные целевые фонды);

· Бюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции).
Чтобы заинтересовать субъектов хозяйствования достигать лучших результатов, используются такие инструменты, как финансовые стимулы.

К ним относятся:

· Поощрительные фонды предприятий, которые образуются из прибыли;

· Бюджетное финансирование эффективных направлений развития народного хозяйства (в том числе дотации предприятиям, деятельность которых имеет важное значение для экономики);

· Специальные финансовые льготы (налоговые льготы, возможность осу сныти ускоренную амортизацию).

В финансовых инструментах важное место занимают финансовые санкции как особые формы организации финансовых отношений, призваны усилить материальную ответственность субъектов хозяйствования за выполнение взятых обязательств. В условиях рынка роль финансовых санкций значительно возрастает. Самыми распространенными из них являются штрафы и пени.

Финансовая политика реализуется обычно в несколько этапов:

· Формирование научно обоснованных концепций развития финансов на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и потребностей населения;

· Определение основных направлений использования финансов в перспек ве и в текущем периоде, т.е. формирование стратегии и тактики финансовой политики. На этом этапе исходя из поставленных целей следует учитывать возможности увеличения и уменьшения объемов финансовых ресурсов, а также внешние, политические и экономические факторы;

· Непосредственные практические действия, направленные на достижение поставленных целей.
Понятно, что финансовая политика начинает прямо влиять на экономику лишь на третьем этапе, но такое влияние определяется содержанием двух предыдущих этапов.

Финансовую политику рассматривают преимущественно в определенном временном периоде: долгосрочном (перспективном) или краткосрочном (текущем).

Текущая финансовая политика связана с оперативным регулированием звеньев финансовой системы, их сбалансирования и поддержкой равновесия между ними.

Перспективная финансовая политика рассчитана на длительный период. Она должна обеспечить выполнение стратегических масштабных задач, требующих больших затрат времени и капитала.

Стратегические задачи финансовой политики зачастую связывают со структурными изменениями в финансовой системе и финансовом механизме в целом.

Временной период финансовой политики определяет способы и методы ее реализации. Их регуливний содержание связан с выбором одного из трех основных направлений финансовой политики: экономического развития, стабилизации или ограничения деловой активности.

Указанные направления применяют в соответствии с конкретными социально-экономических условий страны. С каждым вариантом связаны определенные мероприятия по реализации финансовой политики.

Под политикой экономического развития понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактического объема валового национального продукта (ВНП) и уровня занятости населения.

Политика стабилизации это система финансовых мер, направленных на удержание объема выпуска продукции на достигнутом в стране уровне.

Политика ограничения деловой активности это система сдерживающих финансовых мер, направленных на снижение темпов роста реального объема ВВП по сравнению с достигнутым. Правительство применяет такую политику в периоды экономического подъема для того, чтобы предотвратить кризис перепроизводства.

Рассмотрены направления финансовой политики являются основными, но не единственными в экономической науке. Их применение зависит от фазы экономического цикла и конкретной социально-экономической ситуации в стране.

Финансовую политику можно рассматривать как составляющую экономической политики государства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>


Яндекс.Метрика