Сущность и состав финансовых операций предприятий (учреждений, организаций)

Метки:

Сущность и состав финансовых операций предприятий (учреждений, организаций)Все финансы предприятий (учреждений, организаций) это совокупность экономических отношений по поводу движения денежных потоков в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов предприятий, обеспечивающих воспроизводство производственной деятельности, взаимодействие с другими субъектами хозяйствования, а также с другими сферами финансовой системы государственными финансами, финансами домохозяйств и страхования.

Финансы предприятий (учреждений, организаций) являются составной частью финансовой системы страны. Вместе с тем это самостоятельная специфическая сфера финансовых отношений.

Самостоятельность рассматриваемой сферы финансовых отношений основывается на положениях Хозяйственного кодекса Украины, законов Украины О собственности, о предпринимательстве, о предприятиях в Украине, О хозяйственных обществах, где закреплены права юридических лиц по владению имуществом, привлечения и использования материально-технических, трудовых, природных, финансовых и других видов ресурсов, свободного использования прибыли, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, а также ответственность по своим обязательствам перед партнерами, органами государственного управления и контроля, кредитно-банковскими учреждениями, работниками.

Финансы предприятий (учреждений, организаций) состоят из финансов предприятий различных форм собственности, которые имеют различные организационно-правовые формы.

Специфика функционирования финансов предприятий (учреждений, организаций) зависит от цели создания юридического лица, формы собственности, к которой она принадлежит и которое имеют его учредители, организационно-правовой формы. Решающее значение для построения финансовых отношений юридического лица с другими предприятиями, с бюджетной системой и внебюджетными фондами, с учредителями, с наемными работниками, с кредитно-банковскими учреждениями и страховыми организациями имеет цель создания предприятия занятия предпринимательской или некоммерческая хозяйственная деятельность и соответственно коммерческий или некоммерческий характер деятельности. Именно в зависимости от цели создания предприятия (учреждения, организации) делят на коммерческие (прибыльные) и некоммерческие (неприбыльные).

Если же Вы решили отдохнуть от изучения темы финансов,  то как нельзя кстати придется просмотр фильма.  Популярные кино картины Вы можете смотреть бесплатно у Нас. Смотреть Фильмы онлайн в хорошем качестве HD 720p без регистрации.

В зависимости от форм собственности выделяют следующие основные виды предприятий: частные, коллективные, коммунальные, государственные, смешанные.
Коммерческими являются предприятия, созданные с целью производства любой не запрещенной законодательством страны продукции (или выполнения работ или оказания услуг) и получения доходов от своей деятельности, за счет которых покрываются все расходы, создается прибыль и обеспечивается самофинансирование предприятия.

Коммерческими могут быть предприятия любой формы собственности и организационно-правовой формы, в том числе государственные.

Хотя государственные предприятия создаются государством и их уставные фонды формируются за счет государственных средств, однако деятельность этих предприятий регулируется так же, как и других коммерческих предприятий, созданных негосударственными собственниками. Государственные предприятия создают денежные фонды, которые распределяются на основе таких же законодательных норм, в частности по налогообложению прибыли. Денежные фонды и денежные потоки государственных равно отделены от финансов государства, как и частных, и взаимодействие с государственными финансами осуществляется теми же каналами через уплату налогов, обязательные платежи, приобретение государственных ценных бумаг, получения по ним доходов, получение государственных дотаций и т.п.. Даже финансы казенных предприятий (особого вида государственного предприятия) определенной степени отделены от государственных, хотя и существуют ограничения по их самостоятельности. В частности, имущество казенного предприятия закрепляется за ним на праве оперативного управления, поэтому это предприятие может распоряжаться основными фондами только с разрешения органа, в сферу управления которого входит казенное предприятие. Этот орган утверждает финансовый план и план развития казенного предприятия, определяет порядок использования чистой прибыли, устанавливая обязательные нормативы его распределения, имеет право изъять имущество, которое не используется или используется не по назначению.

Кроме того, казенное предприятие отвечает по своим обязательствам средствами и другим имуществом, находящимся в его распоряжении, кроме основных фондов, а в случае нехватки средств и имущества ответственность за его обязательствами несет собственник (т.е. государство). Однако государство не несет ответственности по обязательствам других государственных предприятий, а последние не несут ответственности по обязательствам государства.

Финансы коммерческих предприятий является центральным звеном финансовой системы, поскольку непосредственно обеспечивают процесс создания и первичного распределения ВВП. Все другие звенья финансовой системы принимают участие в дальнейшем распределении и перераспределении ВВП. Финансы коммерческих предприятий обеспечивают непрерывность процесса расширенного воспроизводства через распределение денежных доходов предприятия на фонды возмещения, потребления и накопления и использования средств фонда накопления на продолжение процесса производства продукции (работ, услуг) и увеличение ВВП. Благодаря дальнейшему распределению стоимости, созданной коммерческими предприятиями, формируются денежные фонды бюджетной системы, доходы домохозяйств и страховые фонды. Таким образом, состояние финансов коммерческих предприятий определяет состояние финансовой системы страны в целом.

Уставная деятельность неприбыльных учреждений и организаций является некоммерческой, то есть не имеет целью получение прибыли для распределения между учредителями и самофинансирование учреждения, хотя при этом не исключается возможность получения доходов в целях пополнения финансовых ресурсов. Особенности организации финансов зависят от цели создания неприбыльных учреждений (организаций), организационно-правовых форм, состава учредителей, финансового механизма привлечения средств для уставной деятельности.

К неприбыльным учреждениям и организациям относятся:

· Учреждения и организации, т.е. такие, которые содержатся за счет средств соответствующих бюджетов;

· Общественные объединения (профсоюзы, политические партии, кредитные союзы, религиозные организации), пенсионные фонды, союзы предпринимателей, ассоциации, творческие союзы, другие объединения;

· Благотворительные организации, культурные и другие целевые общественные фонды.

Согласно Закону Украины О налогообложении прибыли предприятий доходы указанных учреждений и организаций, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, освобождаются от налогообложения.

Рассмотрим источники финансовых ресурсов неприбыльных учреждений и организаций.
Бюджетные учреждения и организации. Они финансируются либо полностью за счет средств государственного или местных бюджетов, или на смешанной основе через бюджетное финансирование, предоставление платных услуг, арендную плату, безвозвратной финансовой помощи, пассивные доходы (проценты, дивиденды, страховые выплаты).

Если раньше почти все расходы бюджетных учреждений финансировались из бюджета, то сейчас в условиях сокращения бюджетных ассигнований эти учреждения имеют возможность за счет предоставления платных услуг социально-культурных, управленческих, информационных, по охране общественного порядка и т.п. получать дополнительные финансовые ресурсы. Перечни платных услуг, которые могут предоставлять учебные заведения, здравоохранения, архивные учреждения, библиотеки и другие учреждения, устанавливает Кабинет Министров Украины. Дополнительным источником финансирования для некоторых учреждений стала арендная плата за сдачу в аренду помещений, оборудования, другого имущества.

Бюджетные учреждения и организации составляют финансовый план на календарный год единую смету доходов и расходов; его структура и содержание утверждены постановлением Кабинета Министров Украины № 164 от 16.02.98 и Положением о порядке составления единой сметы доходов и расходов бюджетного учреждения и организации. В доходной части единой сметы указываются плановые объемы бюджетных ассигнований, выделенных на содержание учреждения на плановый год, а также поступления из других доходных источников (платные услуги, аренда и т.п.). В расходной части единой сметы указывается общий объем расходов учреждения с распределением их по видам расходов, а также с указанием затрат, которые планируется профинансировать за счет бюджетных ассигнований и внебюджетных поступлений.

Указанным положением предусмотрено, что превышение доходов над расходами внебюджетных средств необходимо направлять прежде всего на покрытие дефицита бюджетных ассигнований на заработную плату работников учреждения с начислением на социальное страхование, оплату расходов на хозяйственное содержание учреждения. Только после финансирования этих неотложных расходов средства можно использовать на приобретение оборудования, капитальный ремонт помещений и другие расходы второстепенного характера.

Общественные объединения. Основным источником финансовых ресурсов при создании этих организаций являются вступительные и членские взносы учредителей. Направления использования поступлений определяются целью и задачами организации и закрепляются в его уставе.

В процессе функционирования общественные объединения также могут получать доходы от платных мероприятий, деятельности учрежденных ими предприятий, добровольных пожертвований. Эти поступления впоследствии могут стать основными источниками финансирования расходов объединений, а доля членских взносов становится незначительной.

Все поступления включаются в доходную часть финансового плана общественных объединений, а в расходной части отражаются расходы, связанные с основной деятельностью организации, содержанием работников, помещений, другие административно-хозяйственные расходы.

Прибыль предприятий, созданных общественными объединениями, не освобождается от налогообложения, за исключением предприятий, созданных всеукраинскими общественными организациями инвалидов, где количество работников-инвалидов составляет не менее 50% общей численности работников, а фонд оплаты их труда не менее 25% общих расходов на оплату труда .

Благотворительные организации и другие общественные фонды. Финансовые ресурсы при создании благотворительных организации и общественных фондов формируются исключительно за счет добровольных взносов предприятий, организаций, учреждений, отдельных граждан. В процессе функционирования фонды могут получать средства за счет прибыли от производственной деятельности созданных ими предприятий, доходов от депозитных вкладов, мероприятий, осуществляемых в пользу фондов (лотереи, концерты, аукционы, выставки-продажи и т.д.), платных услуг, издательской и иной деятельности.

Направления расходов зависят от цели создания фонда, что записано в его уставе. Расходы осуществляются согласно смете. По закону размер расходов на содержание благотворительной организации не должен превышать 20% ее сметы в текущем году.

Особенность использования собственности общественных объединений, благотворительных и иных фондов состоит в том, что их доходы или имущество (за исключением кредитных союзов и пенсионных фондов) не подлежат распределению между их учредителями или участниками и не должны использоваться для выгоды любого отдельного учредителя, участника, должностных лиц (кроме оплаты их труда).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>


Яндекс.Метрика